фото с сайта shweeb.co.nz). |
Странная конструкция: обтекаемые коконы подвешены к "небесной дорожке" и приводятся в движение силой своих пассажиров. Да кому будет охота крутить педали в такой капсуле?! Но за этим в Новую Зеландию прилетают тысячи людей. Они, впрочем, полагают, что играют. А вот создатель необычной системы уверен – они испытывают прототип транспорта будущего.
Он посчитал, что наибольший эффект от велосипедного привода можно получить, только если снизить до минимума сопротивление движению. И если велосипеды в обтекаемых колпаках уже известны, Джеффри добавил к ним ещё одну важную составляющую – монорельс.
Жёсткие колёса и стальной путь – пара, дающая минимальное сопротивление качению. По идее, на такой дороге можно развивать большую скорость, затрачивая минимум усилий. А если такой монорельс ещё и замкнуть в кольцо – на нём можно и гонки устраивать.
Вход-выход через удобную дверь. Капсулы обладают небольшой площадью поперечного сечения, так что затраты седока на преодоление аэродинамического сопротивления — невелики (фотографии и иллюстрация с сайта shweeb.co.nz). |
Разумеется, дьявол – в деталях. Потому на создание оптимальной конструкции монорельса и вагончиков к нему у Барнетта ушло столько времени.
И что из этого вышло?
Отправляемся в центр развлечений Agroventures, расположенный в пределах всемирно известного тематического парка Agrodome, что находится неподалёку от новозеландского города Роторуа (Rotorua).
Там туристы могут утолить свою страсть к приключениям, попробовав банджи-джампинг и свободный полёт над мощным вентилятором, покатавшись на скоростных катерах по узкой речке или скатившись с холма на зорбе. Наконец, там же можно увидеть шоу дрессированных овец.
Именно в Роторуа Джеффри и реализовал свою идею, дополнив местные аттракционы ещё одним магнитом – первым в мире монорельсом на мускульной тяге.
Особых ограничений на "вождение" Shweeb нет. Главное, чтобы рост ваш был больше 1,4 метра. Так что 9-10 летние ребятишки могут стать водителями этой капсулы. Что до верхней планки, то её никто не устанавливал. Хозяева трассы пишут о 82-летнем наезднике. На снимке — гонка два на два, но возможны и одиночные заезды, и соревнования в большем составе (фото с сайта shweeb.co.nz). |
Называется он Shweeb. В основе — два 200-метровых подвесных пути. Закольцованных, бегущих бок о бок на высотах от двух до четырёх метров и порой переплетающих свои траектории.
Под этими дорогами располагаются прозрачные капсулы вместимостью один пассажир. Он же – водитель, и он же – двигатель.
Вращая педали изо всех сил, "пилот" этого подвесного велика может разгоняться до 45 километров в час.
Вообще-то, закрытые в узкие коконы специальные велосипеды, созданные для установления рекордов скорости, разгоняются на асфальте куда быстрее. Максималка, зафиксированная в таких заездах, составляет более 130 километров в час.
Но, во-первых, в рекордных аппаратах очень тесно в плечах, а из их кабин мало что видно, в то время как в "стручке" Shweeb довольно комфортно, а обзор – на все 360.
Во-вторых, рекорды скорости ставят профессиональные спортсмены, а на Shweeb гоняют и стар и млад.
Сиденья в Shweeb имеют регулировку по росту велосипедиста (фото с сайта shweeb.co.nz). |
А ещё – тут есть повороты. В них – своя прелесть. Капсулы закреплены так, что могут свободно раскачиваться вправо-влево, и на виражах они наклоняются в сторону, словно мотоцикл (с той лишь разницей, что дорога у них — сверху). Угол наклона достигает 60 градусов. Это добавляет острых ощущений.
А обычный велосипед в коконе? Вести его – настоящая мука. Он очень боится поперечного ветра, а падение на нём – опыт не из приятных. В Shweeb же всё предельно безопасно. Даже более безопасно, нежели, скажем, в веломобиле.
И увлекательно. Забравшись в капсулу, можно бороться как с секундомером, так и в "очной ставке" – с соперником, "болтающимся" на соседнем треке.
На данный момент рекорд 600-метровой гонки на Shweeb составляет 58,2 секунды. Его установил некий новозеландский юноша по имени Крис (Chris). Есть ещё несколько человек, которым удавалось пройти данную дистанцию быстрее минуты или за минуту с несколькими секундами.
Почему 600 метров? Просто три круга — это стандартное "предложение" аттракциона своим клиентам, желающим попробовать силы в необычном спорте. Но за отдельную плату можно заказать и 1000-метровый заезд.
Если у вас нет возможности побывать Роторуа, попробуйте мысленно поместить себя на место человека, чьи ноги мы видим. Интересно? Мы бы тоже хотели знать, как скоро Shweeb распространится по земному шару (фото с сайта shweeb.co.nz). |
Веломонорельс был официально открыт в ноябре 2007 года, а в начале года нынешнего аттракцион получил возможность проведения командных гонок: ведь теперь на каждый трек можно одновременно поставить до пяти капсул.
При этом капсулы команды соединяются между собой последовательно, образуя велопоезд. Он может разгоняться быстрее, чем капсула-одиночка, поскольку аэродинамическое сопротивление у "паровоза" сравнимо с сопротивлением одного вагончика, а мощность – впятеро выше.
И тут, полагает Барнетт, все могут убедиться в перспективах данного проекта. Ведь туристический аттракцион его автор считает полигоном для транспортной системы будущего.
Как она может выглядеть? Это должна быть разветвлённая сеть монорельсов, ветки от которой протянуты прямо в дома.
Позавтракав, какой-нибудь бизнесмен спускается на второй этаж, где его ждёт свободный кокон Shweeb. Человек садится в прозрачную кабинку и по стрелке вливается в главную артерию, ведущую, например, в центр города.
Здесь целые вереницы капсул подходят вплотную друг к другу (для смягчения ударов при стыковке капсулы снабжены амортизаторами), экономя энергию на сопротивлении воздуха.
Приблизившись к нужной станции, бизнесмен притормаживает и по стрелке уходит с основного пути, оказываясь в офисном здании.
Автор этой системы транспорта умалчивает о многих проблемах. Например, об организации движения капсул на стрелках, преодолении существенных перепадов высот, если рельеф города не слишком плоский, способах оплаты и приспособленности таких капсул к сильной жаре, либо, напротив, морозу. Но идея заслуживает внимания, не так ли? (иллюстрация с сайта gizmag.com). |
Домой пользователь такой системы возвращается аналогичным образом. И никаких выхлопа, шума, платы за парковку, перекрёстков. Плюс – попутный фитнес. При этом затраты усилий и нервов – куда меньше, чем если бы человек отправился на работу на обычном велосипеде по городским улицам.
Барнетт отмечает, что такие велокапсулы могут быть общественными, а не личными. Любую из них, если она не нужна, можно оставить на специальной парковке.
Пожалуй, эта схема передвижения на мускульной тяге будет понадёжнее другой альтернативной транспортной велосистемы — стеклянных труб.
Сам монорельс, говорит его изобретатель, устроен несложно, стоит недорого и занимает минимум места в "воздушном пространстве" города.
"Мир ждёт этот транспорт", — считает создатель веломонорельса. Не знаем, как насчёт мира, но мы с удовольствием бы прокатились в таких коконах. Пусть сам автор Shweeb всё нажимает и нажимает на экологичность и рациональность, все, кто пробовал данный аппарат в деле, говорят кратко: "Весело!"
Источник Монорельс
Комментариев нет:
Отправить комментарий