Немецкий художник планирует вывезти мусорных людей даже в Антарктиду, где тоже достаточно остро стоит проблема утилизации отходов (иллюстрация с сайта haschult.de).
Некоторые считают, что современное искусство направлено лишь на эпатирование публики и привлечение внимания к скромной фигуре автора. Немецкий художник, возводящий мусорные армии среди самых известных достопримечательностей планеты, возражает: творческие люди – лакмусовая бумажка общества. Возможно, он прав, и в нашем одноразовом потребительском мире мусор является наиболее органичным для восприятия материалом.
По замыслу автора, мусор должен символизировать экологические проблемы человечества и ежедневно наносимый им вред окружающей среде.
Работы всегда начинаются с очистки мусора, поскольку в противном случае экспозицию сопровождал бы непередаваемый аромат. Несмотря на то что фигуры выглядят так, будто герр Шульт выкупил подряд на утилизацию мусора у завода Coca-Cola, на их изготовление идут самые разнообразные материалы: остовы компьютеров (в качестве "скелета"), пластиковые мешки (это "волосы" и прочие интимные черты лица), монтажная пена (её невозможно не заметить). Да и алюминиевая тара – самая разнообразная (фото с сайта pbase.com). |
"Мусорные люди" (Trash People) – ребята в натуральную величину. Быть может, они не столь антропоморфны, но издалека их очертания очень напоминают застывших воинов Терракотовой армии. Вблизи, правда, всё это великолепие распадается на банки из-под колы, микросхемы и прочий хлам, которому, увы, не суждено обратиться в прах без посторонней помощи.
Свою первую скульптурную композицию Ханс-Юрген создал в 1996 году – это было в немецком Ксантене, недалеко от Дюссельдорфа. С тех пор ему удалось соорудить свои инсталляции по всему миру. И не просто по всему миру, а в самом сердце крупнейших культурных и исторических центров.
"Я начал заниматься этим видом искусства до того, как это стало мейнстримом, — говорит художник. – Ещё в 1960-х я организовал модный показ на мусорной свалке, чтобы привлечь внимание к экологическому дисбалансу на нашей планете".
Ему хотелось расшевелить умы людей, но получилось затронуть их сердца: даже одинокие материнские платы и видеокассеты, отвергнутые прогрессом, порой вызывают жалость и сострадание.
Слева направо и сверху вниз: Ксантен-1996, Париж-1999, Москва-1999, Великая китайская стена – 2001, Гиза-2002, Килкенни-2003 (фото с сайта haschult.de). |
Но долой меланхолию – всё-таки по мусорной свалке не стоит ходить на котурнах. Признаться, немного жаль, что от возвышенной эстетики классического искусства и модерна мы пришли к потребительской эклектике продуктов жизнедеятельности.
С другой стороны, и мусором собранный материал быть перестал. Американцы говорят: "кому мусор, а кому – сокровище".
Господину Шульту уже удалось соорудить более дюжины инсталляций, причём в некоторых из них было до 1000 фигур – как, например, в экспозиции напротив Кёльнского собора, которая потребовала помощи 30 ассистентов и более шести месяцев упорного труда. А в Брюсселе на его армию пришли посмотреть более 1 миллиона человек.
В 1996 году первая выставка обошлась немцу в 80 тысяч марок (около 41 тысячи евро). Сейчас некоторые из этих скульптур продаются по цене 6 тысяч евро каждая. Неплохая доходность. Но не богатства окаянного ради: деньги идут на финансирование следующих экспозиций.
Продолжаем: Альпы-2003, коммуна Горлебен – 2004, Брюссель-2005, Кёльн-2006, Рим-2007, Барселона-2007, Вашингтон-2008, Нью-Йорк: будем надеяться – 2008 (фото с сайтов haschult.de, AFP/Karen Bleier/Getty images). |
Когда речь заходит о социальном значении работы, скромности художнику не занимать: "Я уже давно говорю политикам, что защита окружающей среды – ключ к сердцам избирателей на следующих выборах. Мы, художники, являемся лакмусовой бумажкой общества. У людей может возникнуть чувство сопричастности, когда они внимают гласу творцов. Свобода общества измеряется свободой его искусства".
Впрочем, патетически-монументальные заявления звучат очень органично среди его разноцветной армии, недаром она побывала и на Великой китайской стене, и у пирамид в Гизе, и на Красной площади.
Немногие помнят, но мусорные люди приезжали в Москву, в 1999 году. Акция была очень скоротечной: скульптуры простояли в российской столице всего один день. По словам Шульта, символичность Красной площади огромна, здесь "сама земля пропитана историей".
Гиза: привет из прошлого. Что оставили нам предки, а что оставим мы? Именно эта идея вдохновила изначально художника (фото с сайта wdr.de). |
И в этом почти сакральном месте "археология прошлого соединяется с археологией будущего" – твёрдыми бытовыми отходами известных брендов.
Правда, позже, приехав в Кёльн, Ханс-Юрген не смог совладать с эмоциями от этой поездки: "В России, где ядерные отходы выбрасываются на обычных помойках, люди не так трепетно относятся к экологическим дисбалансам, как у нас в Германии". Видимо, он был слегка обижен, что его великая цивилизаторская миссия прошла у нас без особой помпы.
Ну да простим художнику эту наивную браваду и церебральный перегрев. Положа руку на сердце, в немецких городах всё же почище будет... Ничего-ничего, у нас ещё всё впереди.
Борьба за всемирную сознательность в деле защиты окружающей среды – не единственное, что заставляет творца браться за баллончик с монтажной пеной. В Германии, по словам автора, ему удалось украсить знаменитую площадь перед Кёльнским собором. То же – и с другими объектами.
Выглядят инсталляции, надо признать, действительно впечатляюще. Как временное явление, разумеется.
Помимо мусорных перфомансов Ханс Юрген делает такие вот крылатые автомобили – ангелы летают не только над Берлином, но и над Кёльном. А ещё он делает симпатичные детские площадки со своей милой подругой. Кстати, завтрак с художником стоит 50 евро. А за 160 можно получить эксклюзивный подарочный набор мусора deluxe – что ещё нужно любителям трэша? (фото с сайтов vivercidades.org.br, wdr.de, wikimedia.org/Dirk Olbertz) |
Последняя экспозиция была размещена в Национальном географическом музее в Вашингтоне (до 8 июня 2008 года), а теперь Шульт пытается договориться с властями Нью-Йорка и разместить экспозицию там.
Кстати, визуально скульптуры, которые выставлялись в Китае или России, ничем не отличаются от "американских". А ведь было бы интересно проследить, как меняется экологическая нагрузка в связи с потребительскими предпочтениями людей в зависимости от региона или культурных традиций.
Но, может, это и не нужно, а послание автора состояло в том, что в наш век глобализации даже мусор становится одинаков? McDonalds и Coca-Cola не перестают ими быть ни на Великой китайской стене, ни на Красной площади.
Между прочим, скульптурных подходов к работе с мусором достаточно много. Например, мы уже писали лондонских о скульптурах из электрических отбросов.
Но есть и другие идеи. Тим Нобл (Tim Noble) и Сью Уэбстер (Sue Webster), невероятный дуэт, базирующийся в Англии, решили не идти по проторенной дорожке и создали уникальный проект мусорных теней.
Художников вдохновили на эту работу мрачные улочки родного Блэкпула, которым нужен свет для того, чтобы снять скорлупу отчуждения и безысходности и пробиться к тому хорошему, что там можно найти (фото с сайта blog.uncovering.org). |
По словам авторов, порой в свете фар проезжающих вдоль тёмных закоулков авто можно увидеть и не такие картины. Эту технику они использовали для своих работ: в центре, казалось бы, бесформенного скопления мусора спрятаны формы, которые возникают лишь при направленном освещении.
Том и Сью считают, что и хаос может рождать искусство. Чудо можно найти везде, надо лишь открыть своё сердце – так, кажется, говорил де Сент-Экзюпери. И в этом смысле декаденты-англичане большие оптимисты, чем прямолинейный и жизнерадостный немец.
Со времён первых несмелых мазков на стенах пещер искусство прошло большой путь, но оно всегда стремилось не столько донести до человека идею, сколько вызвать какие-то эмоции и ассоциативные переживания – будь то сакрального или чисто эстетического характера. Более того, росписи Парфенона, например, вообще не были видны людям – античные мастера творили для своих богов и для вечности.
Saatchi и Royal Academy of Arts (фото с сайта blog.uncovering.org)." width="478" height="814"> |
Работы Тома и Сью экспонировались в таких известных галереях современного искусства, как Saatchi и Royal Academy of Arts (фото с сайта blog.uncovering.org). |
Странно, но чем более массовым по восприятию становится искусство, тем более оторванным от реальности оно кажется. В последние десятилетия повседневность всё больше проникает в замыслы художников. Наверное, историческое время столь быстро ускоряется, что мы уже не можем себе позволить такую роскошь, как отвлечённые эмоции.
Может, это и правильно. Может, чтобы донести какую-то простую идею до всех, необходимо редуцировать эмоциональную составляющую и сфокусировать сознание будничных прохожих, людей из толпы.
Немец считает, что если искусство хочет быть социальным, то оно по замыслу должно быть доступно каждому без лишней рефлексии. Глядя на его мусорную армию, поневоле задумаешься: если мы столько забираем у природы, то не пора ли что-нибудь отдать взамен.
Но и английский сплин, оживающий в нестойком свете машинных фар, тоже порой необходим.
Что более правильно? Кто знает… Голосуем за разнообразие!
Источник Армия мусорных людей стоит по всему миру